Выставка Владимира Куприянова. Private image
Выставка Владимира Куприянова. Private image
Выставка Владимира Куприянова. Private image
Выставка Владимира Куприянова. Private image
Выставка Владимира Куприянова. Private image
Выставка Владимира Куприянова. Private image
Выставка Владимира Куприянова. Private image
Выставка Владимира Куприянова. Private image
Выставка Владимира Куприянова. Private image
Выставка Владимира Куприянова. Private image
Выставка Владимира Куприянова. Private image

На прошлой неделе в Левашовском хлебозаводе завершилась выставка Владимира Куприянова. Для меня это одна из самых убедительных выставок в Петербурге за последнее время — редкий случай, когда фотография ощущается живой, подвижной.

Куприянов был одним из пионеров независимой художественной сцены 1980–1990-х. Он работал с медиумом свободно: коллаж, печать на прозрачных поверхностях, игра с масштабом, наложение слоёв превращали изображение в поле эксперимента.

Сегодня эти работы продолжают звучать. Для меня их сила в том, что они не стремятся реконструировать утраченное. Напротив, пустоты и обрывы, трещины и смещения, провалы памяти становятся главным материалом. В них проступает ощущение личного архива, где стёртые лица и недосказанности звучат громче сохранившихся фрагментов.

Куприянов не создаёт простого ностальгического фона. Он предлагает диалог: что мы помним, что отпускаем, что пересекает границы личного и коллективного.

Почему важен частный архив сегодня? Потому что он — та терра инкогнита, она же чужая комната, которая может быть закрыта на ключ, но чьи тени и отпечатки слышны даже за стеной. Обратиться к частной фотографии в настоящее время значит признать, что история сконструирована не только властью, большой политикой или официальной памятью, но и тем, что не записано: утратами, личными жестами, случайными кадрами.

В пространстве этой выставки прошлое не просто возвращается — оно трансформируется, оно встречается с нами, становясь зеркалом, вопросом. И в этот момент мы не просто смотрим, мы пересматриваем собственную память, собственные архивы — и, возможно, начинаем видеть, что в них может быть за голос.  


Вдохновение