30-31 августа в Петербурге проходила Красненькая биеннале, которую организовала и курировала Катя Васильева.
Красненькая — живое напоминание о том, что искусство всё ещё способно ремонтировать нас изнутри. Особенно сейчас, когда старые формы мышления обрушиваются под напором новой реальности. В этом году тема биеннале — «Ремонт в голове», и Катя объясняет:
«Мы живём во времена, когда всё ставится с ног на голову, с ощущением вывихнутости, вызванным неспособностью старых форм мышления справляться с новым опытом».
Почти сто художников показали свои работы: инсталляции, скульптуры, перформансы, объекты. Всё это вместе превращало пространство в единый маршрут опыта. Идя вдоль реки, я ловила это «эхо вывихнутости» в себе. Здесь нельзя оставаться наблюдателем. Ходьба требует шага, требует участия. Это напоминает практики Ричарда Лонга или Хеймиша Фултона, но с поправкой (на Петербург 2025 года): прогулка становится актом исследования, но и актом сопротивления.
И в этом — дерзость Красненькой. Она низовая, горизонтальная, как будто упрямо отказывается вписываться в привычные рамки. Когда выборы в привычном смысле слова давно кажутся иллюзией, даже простая возможность выбрать — куда пойти, на что посмотреть, или просто сесть на траву и остаться — превращается в жест. Катя говорит:
«Это очень индивидуальный опыт. Человек может даже ничего не смотреть, а сесть на траве с пикником и смотреть, как вокруг него что-то происходит. И это его выбор».
Я ушла с ощущением, что «ремонт» начинается именно так: с прогулки.
↓
На фотографиях работы участников биеннале: Ирина Калапышина и Драчева Карина, Галина Агафонова, Александра Михайлова, Ада Морозова, Лиза Хорева, посторонние не нормальные.