Сегодня хочу поделиться работой Маргариты Галандиной под названием «Ovoo». Этот фотографический проект исследует шаманскую космологию Бурятии и Монголии через призму памяти, травмы и культурного суверенитета.
В своих кадрах Маргарита обращается к овоо — священным каменным или деревянным сооружениям, обозначающим места духовного присутствия на сибирской степи. Традиционно овоо служили порталами в мир духов и воплощали мировоззрение, укоренённое в доиндустриальных укладах коренных народов, где земля, предки и ритуал были неразрывно связаны.
Как говорит сама художница:
«Проект укоренён в 1930-е годы — десятилетие, определённое коллективизацией и разрушением религиозных и культурных институтов в Бурятии и Монголии. В эти годы почти полностью были подавлены шаманские и буддийские традиции, уничтожены монастыри, ритуальные места и их хранители. История моей семьи также несёт след этого разрыва: мой двоюродный прадядя, буддийский лама из Анинского монастыря, был арестован и сослан. Его судьба оставалась замалчиваемой в семье до тех пор, пока я не обнаружила его архивное дело в 2023 году в региональном архиве Бурятии. Это личное открытие стало отправной точкой проекта — возвращением в места, заглушённые историей, и попыткой осмыслить межпоколенческую передачу травмы и выживания».
Через автопортрет, крупноформатную камеру и работу с архивными изображениями проект создаёт диалог между ландшафтом, памятью и утратой. Это исследование того, как память и культурная идентичность переживают исторические потрясения и продолжают жить в местах, где, казалось бы, всё было стерто.