В мае я была на выставке Ольги Чернышевой в ГЭС-2 в Москве. Давно не видела ничего более прекрасного. Это была не просто экспозиция — скорее опыт, который напомнил о том детском состоянии, когда время останавливается, и ты можешь часами наблюдать за тенями на стене.
Выставка сознательно избегает традиционного нарратива. Вместо этого она создаёт особую драматургию, погружая зрителя в символический мир художницы — мир, где неощутимое обретает плоть, а прошлое не просто фиксируется, а оживает заново. Чернышева стремится к возвращению именно этого эфемерного, ускользающего ощущения, которое невозможно удержать словами или образами. В одном из интервью она говорит:
»…речь идёт о сновидениях как о характере возможного. Это не состояние сна, которое тебя уносит далеко-далеко, но это сны, когда тебе снится что-то про то, что ты хорошо знал, но видишь теперь в другом виде. Речь про ментальную оптику.»
Работы художницы — фотографии, видео, инсталляции — не просто развешены на стенах, они парят в воздухе, лежат на горизонталях, выстраивая особую сценографию. Десять тематических частей переплетаются — границы здесь условны, потому что мир Чернышевой невозможно разделить на части. Зритель свободен выбирать свой путь, выстраивать смыслы, ловить собственные озарения.
Как говорит художница:
«Это ментальное путешествие. Есть вещи, которые я ценю в жизни, и есть стремление создать… Работа над этим проектом сродни возделыванию сада. Я включила те работы, которые друг другу созвучны. И все говорят примерно об одном: о нашей слабости, несовершенстве, нуждающемся в сострадании и в симпатии.»
Сложность выставки в том, как она балансирует между реальностью и сном. Ведь искусство Чернышевой не связано с фантазией или сюрреализмом — оно рождается из пристального наблюдения за реальностью. Сновидческий эффект создаётся особым восприятием, когда знакомое превращается в вещь-в-себе, наполненную загадкой и недосказанностью. В этих образах не мрак, а чудо, спрятанное в обычном, — нужно лишь научиться его видеть.
«Это попытка раскрыть потенциал вещей, которые нас окружают. Оно про превращения, про чудесное. Всё превращается во что-то чудесное самым простым способом. Без волшебной палочки, а благодаря оптике.»