Посмотрела-таки «Оппенгеймер» Кристофера Нолана — возможно, один из самых важных фильмов этого года. Нолану удалось рассказать историю о природе человека, разрывавшегося между созиданием и разрушением.
В качестве комментария к фильму хочу привести несколько созвучных цитат кинокритика Антона Долина:
«Глубинные, воспитанные с ранних лет фобии — Нолан боялся ядерной бомбы, как все дети его поколения, родившиеся в 1970-х, — сделали „Оппенгеймера“ предельно личным фильмом, хотя парадоксальным образом это самая фактографически точная и скрупулезная работа автора.
Сам Оппенгеймер, соответствуя эпохе, слушает Стравинского, любуется Пикассо, читает „Бесплодную землю“ Томаса Стернза Элиота. В этом ряду он ощущает себя не менее органично, чем рядом с Альбертом Эйнштейном и другими важнейшими учёными XX века. Нолан не оставляет сомнений: то, чем заняты и одержимы они все, начиная с Оппенгеймера, — тоже творчество. Именно поэтому, отдавшись процессу, они просто не могут подумать о результате. Последствия буквально ослепляют и сбивают с ног, заражая своих создателей чувствами вины и ответственности.
Фильм Нолана может показаться избыточным, но его сила — и в лакунах, пустотах, умолчаниях. Когда происходит взрыв, герои сначала слепнут от вспышки и только потом чувствуют на себе взрывную волну. И тишина во время этой паузы пугает куда сильнее грохота. Кошмарность бомбардировок Хиросимы и Нагасаки — в том, что они не показаны вовсе. Оппенгеймер узнает о них по радио (исторический факт).
Это лишь одна из общих точек исторической картины с годом, когда она выходит на экраны. Нынешняя война тоже невидима для многих — вероятно, отчасти поэтому она так долго тянется.»