Важное чтение для сегодня.
«Фотографии, сохранившиеся в период массового уничтожения и пережившие и тех, кто изображён на них, и своих владельцев, в большей степени, чем устные или письменные рассказы, работают как призрачные посланцы безвозвратно утерянного мира прошлого. Сегодня они дают нам возможность не только видеть это прошлое и прикасаться к нему, но и пытаться оживить его, лишив „щелчок“ фотоаппарата окончательности.
Ретроспективная ирония каждой фотографии состоит как раз в одновременности этого усилия и сознания его невозможности. Но разве эта ирония не устраняется из акта созерцания фотографии, если два „теперь“, в которых существует изображение, разделяет насильственная смерть огромного количества людей?
Фотографии, особенно аналоговые, подобно памяти, существуют и выживают, воспроизводясь в „поколениях“ копий. Когда в процессе механического воспроизведения, а теперь и оцифровки их индивидуальность и неповторимая „аура“ блекнут, когда связь изображения с его оригинальным контекстом утрачивается, изменения, которые претерпевает изображение, отражают движение от памяти к постпамяти.»
—Из книги Марианны Хирш «Поколение постпамяти. Письмо и визуальная культура после Холокоста».
Фотография Мюриэл Хэсбан (Muriel Hasbun).